tasmania_gal (tasmania_gal) wrote,
tasmania_gal
tasmania_gal

Тату



Я, когда на Сумбе с местными жителями общалась, обращала внимание, что у многих татуировки были. У мужчин, прежде всего, и один заметил мимоходом, что без татуировки никак нельзя, если татуировку не сделать… дальше было неразборчиво про кару небесную.

Действительно, на Сумбе была традиция татуировки делать, но традиция касалась, прежде всего, женщин. Их, татуированных по все правилам, не осталось уже или старенькие совсем стали, но воссоздать подоплеку традиции можно. Даже с учетом того, что есть разница в ней между Восточной и Западной Сумбой, а также между отдельными поселениями, можно сделать общие выводы.

Первую татуировку девочкам наносили при достижении половой зрелости, она служила маркером нового статуса - девочка переходила в мир взрослых, ее начинали учить ткать и рассматривать как потенциальную невесту. Называли ее «полноценный человек с новой кожей», в это же время в некоторых районах острова девочкам вручали ткань ручной работы, как наследство от бабушки.

Вторую татуировку делали либо сразу после замужества или по рождению первого ребенка – это событие считалось самым важным, поскольку женщина доказывала свою фертильность и становилась полноценным членом семьи своего мужа, в чей дом она переезжала после свадьбы. После рождения второго ребенка женщине могли сделать еще одну татуировку – статус женщины могли определять по количеству татуировок, татуированные женщины считались выше по статусу чем нетатуированные женщины или девушки, еще не получившие татуировку, их называли «те, кто сияет белыми ногами, когда переходит реку».

В времена голландской колонизации девочкам наносили татуировку раньше – это оберегало от посягательств со стороны голландцев. Во время оккупации острова японцами во время второй мировой войны хотя бы маленькую татуировку наносили всем лицам женского пола – японцы считали татуированных женщин нечистыми, и это также защищало от неприятных последствий. Про японцев мне рассказал Дэвид из традиционной деревни Вайтабар, его мама подтвердила рассказ, показав татуировку в виде небольшого пятнышка на левой ноге.

Наносили татуировку на ноги – голени, лодыжки и бедра. По рисункам разнообразие было обширное – от простого пятнышка на коже до сложных узоров, схожих с узорами на ткани. Часто можно было встретить изображения животных и мамули – символа женского плодородия.

В Мамбору существовало верование, что татуировка на бедрах необходима, поскольку знак ее будет служить оплатой за дрова и огонь в мире мертвых, отсутствии татуировки приведет к тому, что никто дрова такой женщине не продаст. Если девочка умирала в детстве до нанесения татуировки, вместе с телом хоронили краску и инструмент, предполагалось, что это облегчит ей путь в загробном мире.

Что касается татуировок у мужчин, раньше наиболее успешным в воинских делах или в охоте за головами наносили татуировку в виде звезды на грудь. Это был знак устрашающего воина. Их дети и внуки мужского пола также получали право на подобную татуировку как знак принадлежности к семье. Обладающие татуировкой в виде звезды считались принадлежащими к высокому слою среди свободных мужчин, их называли «люди с лицом».

Другой повод для нанесения татуировки – татуировка-амулет. Например, изображение петуха, ритуального животного, считающегося символом человека королевской крови, на правом предплечье мужчины. Поверье об оплате татуировкой за огонь в загробном мире также касалось лиц мужского пола в некоторых районах Сумбы. Такие татуировки наносили мальчикам в подростковом возрасте.

В наше время, после запрета на охоту за головами и межусобные войны, татуировка у мужчин больше выполняет декоративную функцию. Тем не менее, в ответ на вопрос «зачем татуировка» до сих пор можно услышать «без нее никак».


Tags: Индонезия, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments