tasmania_gal (tasmania_gal) wrote,
tasmania_gal
tasmania_gal

Путешествия без турагентств - 19 часть

Все, больше не могу

Тиморцы очень любят музыку. Гораздо больше, чем у вас дома ее любят сосед-подросток сверху и мать троих детей снизу, до кучи купившая фортепиано… Не правы те, кто утверждает, что в жарких странах мозги плавятся исключительно от жары. Жара — это гарантированное начало. А дальше ваш мозг даст трещину от утреннего умпа-умпа и окончательно перестанет работать под вечернее тымц-тымц-тымц. Попрощайтесь лично с каждой извилиной. Отныне единственное, на что вы будете способны, это тупо лежать на кровати и вспоминать, кем вы были в прошлой жизни.

Из книги «Остров, где восходит солнце»

Когда мне было восемь лет, я пошла смотреть балет. Когда мне было в разы больше, я защитила диплом на тему «Адаптация к инокультурному окружению». Боги решили посмеяться, и сейчас я отрабатываю диплом на практике.

На момент моей учебы преподаватели были заняты тем, что разрабатывали основной инструмент адаптации. Он представлял собой довольно длинный опросник, к каждому вопросу которого предлагалось несколько вариантов ответа. В основе опросника лежал постулат, что если человек понимает, почему инокультурный субъект ведет себя так, а не иначе, ему будет проще к инокультурному окружению приспособиться. То есть вторым, негласным, постулатом была необходимость именно приспособления.

Что-то вроде следующего[1]. Месяц назад вы поселились в небольшом городе одной из стран Юго-Восточной Азии. Хозяева дома, который вы снимаете, живут по соседству. С вами очень приветливы и доброжелательны. Все хорошо, если бы не один факт – они постоянно находят предлог, чтобы заговорить с вами. Несколько раз в день спрашивают, как дела. Если видят вас идущим по улице, кричат приветствие и машут рукой. Если вы решаете посидеть на веранде вечером, обязательно подойдут и начнут задавать вопросы. Так ведут себя не только хозяева дома, но и все люди, живущие по соседству. Вы утомлены от избытка внимания и не можете понять, что происходит.

— Они хотят, чтобы вы уехали (или свихнулись).

— Им больше нечем заняться.

— Они радуются, что вы приехали и стараются вас поддержать.

— Они так себя ведут не только с вами, но и в общении друг с другом.

Поверхностное знакомство с местным колоритом иной раз называют «веселухой». Только «веселуха» — что развлекает в первую неделю пребывания в чужой стране — через месяц превращается в «необходимость адаптироваться». Чтобы адаптироваться к чужому окружению, одного культурного ассимилятора не достаточно. Чтобы адаптироваться к чужому, хорошо бы для начала позаботиться о том, чтобы сохранить окружение свое собственное. Воссоздать быт, который у вас не просто так сформировался, а поскольку именно в нем вы чувствуете себя безопасно и можете спокойно жить и работать. Чтобы была платформа для знакомства и понимания нового. Чтобы было, куда этот новый опыт встраивать. Чтобы ваше собственное психологическое состояние не сыграло злую шутку и не вынудило смотреть на окружающих, как на врагов, так и норовящих превратить ваше путешествие или жизнь на новом месте в ад кромешный.

Базовым элементом адаптации — и зря этому на факультете психологии не учат — должны быть умение отследить необходимые элементы культуры собственной и способность обеспечить себе их или их аналоги на месте вашего нынешнего жительства. Элементы, необходимые для жизни вообще и для жизни вашей в частности.

Психологи опять возразят: а как же личностный рост? Выход из привычных рамок поведения? Выйти, конечно, можно. Только стоит ли? Можно выйти и не вернуться только потому, что слепо скопировали поведение местных или забыли, что находитесь не дома, а в гостях. Действовали, как привыкли, — заработали стресс или пищевое отравление.

Отправляясь в другую страну, составьте список компонентов, составляющих именно вашу культуру. Культуру в смысле общечеловеческих достижений и ваших собственных наработок, обеспечивающих не только выживание и комфорт, но и возможность творить и развиваться. Для начала список элементарных вещей, о которых вам придется позаботиться в первую очередь. Чистая вода, еда, подходящая для вашего желудка, комната с температурой, пригодной для ночного сна, квартира или гостиница, стандарты чистоты и тишины в которых достаточно высокие, чтобы не нанести урон вашему здоровью. Прибыв на место и ознакомившись с местными условиями, вы поймете, где искать необходимое, а чего избегать, не надеясь, что просьбы и увещевания что-то изменят.

Далее список можно продолжить. Если вы привыкли часто общаться с друзьями, продумайте, как будете поддерживать с ними связь. Если не можете жить без музыки, не оставляйте дома плеер. Если привыкли к определенной еде, научитесь ее готовить и возьмите с собой походную горелку. Если вы не можете жить без острых ощущений, а едете в страну строгих правил поведения, подумайте, чем будете щекотать себе нервы, не привлекая излишнего внимания.

Не надо думать, что на новом месте ваша жизнь резко изменится. Она изменится в том плане, что постепенно — постепенно — появятся новые друзья, новые занятия, новая музыка, вы выучите язык и освоите местную кухню. Но сначала обеспечьте себе жизнь привычную, чтобы было куда вернуться после знакомства с жизнью вокруг.

Стрессовые факторы. Стресса меньше, вернее воздействие стрессовых факторов меньшее, если у путешествия есть цель. Вы этой цели следуете, а окружающего и раздражающего не замечаете. Каждое ваше действие подчинено цели, а не выполняется просто так, от нечего делать. Что-то просить или требовать для себя вы будете не из-за блажи, а потому что это необходимо. Следование цели отразится на вашем взгляде, жестах, манере держать себя, поведении. Вы будете производить впечатление человека серьезного, уверенного, знающего, чего он хочет. В результате отношение окружающих к вам будет как к человеку важному, а не праздношатающемуся, что для ЮВА немаловажный фактор в профилактике стресса, причин для которого уйма.

Основные стрессовые факторы в длительном путешествии по ЮВА: люди и их поведение, жаркий климат, плохое питание, отсутствие (неумение обеспечить себе) комфортных условий для отдыха. Расскажем о каждом факторе отдельно.

Люди и их поведение. Людей в странах ЮВА не просто много. Их очень много. В отдельных городах плотность населения, какая не снилась нашим свежевыстроенным спальным районам. Вы от людей никуда не денетесь и, к сожалению, ежедневно вы будете сталкиваться не с самыми лучшими гражданами страны. Уличные торговцы, продавцы в магазинах, сотрудники билетных касс, персонал гостиниц, беспризорные дети, скучающие водители и бесконечные хелло-мистеры будут обозначать себя и пытаться за короткий момент контакта получить от вас хоть что-либо. Ответного внимания, денег, зрелищ, развлечений, настроения.

Мнение о них ореолом вы будете переносить на остальных жителей. Улыбнулись и поддержали — считаете, что люди в стране приветливые и готовы придти на помощь. Обманули или нахамили — вокруг невоспитанные уроды, так и норовят на тебе нажиться.

Хороших людей много, как много людей предусмотрительных, тактичных, вежливых, добросердечных. Но и противоположностей им достаточно. Мелкий обман и жульничество (продать дороже, недодать сдачу, не сообщить полную информацию, не выполнить обещанного) быстро сформируют у вас привычку к любой непонятной ситуации относиться как к ситуации возможного надувательства. Даже если человек искренне пытается сделать «как лучше», вы решите, что делать он будет «как всегда». Себе в плюс, вам в минус.

Другой значительный недостаток — информационный голод и непонимание,[2] что у нас, жителей больших городов, пристальное внимание по типу «поглазеть» и несоблюдение дистанции может вызывать резко негативную реакцию вплоть до агрессии. «Ты чего на меня смотришь? Отойди! Я сказал, отойди от меня. И от мотоцикла моего отойди. Вон пальма, на нее и любуйся».

Характер внимания к вам будет определяться характером отношения к иностранцам в конкретной стране, населенном пункте, доме, семье, а также особенностями социальной ситуации, в которую вы вовлечены, и вашего собственного поведения в ней.

Где людям есть чем заняться, до вас им дела никакого не будет. Где время проводят в беседке перед домом, вы будете бесплатно работать желтой прессой и кабельным телевидением. Привыкнуть к отвлекающему вниманию невозможно, на него срабатывает ориентировочный рефлекс. Даже если вы не смотрите по сторонам, внимание заставляет вас, как охотника, постоянно быть начеку. Сколько организм такое сможет вытерпеть? Недолго.

У иностранцев, живущих среди хелло-мистеров, вырабатывается особый «баобабовый взгляд» — не замечающий окружающих, сконцентрированный на том, ради чего на улицу вышли. И особая «ледокольная походка», заставляющая расступиться и дать дорогу. Если вы не в движении, а на улице ждете кого-то или сидите на открытой веранде кафе, против самого назойливого есть эффективная мера. Смотреть на него в упор с серьезным выражением лица. Разглядывать, не отводя взгляда, бесцеремонно, но безоценочно. То есть не любоваться и с грязью не смешивать. Чаще всего такого взгляда хватает. Если субъект попадается упорствующий, с таким же серьезным выражением лица можно мысленно вкрутить ему шурупчик куда-нибудь. Через десять-пятнадцать секунд он контакт прервет и отвернется.

Через какое-то время вы научитесь чувствовать разницу между теми, кому вы действительно интересны, и теми, для кого вы средство утоления информационного и энергетического голода. Первые всегда что-то дают взамен. Даже если все, что они могут дать, это улыбка и доброе слово. Вторые пожирают вас без соли и соевого соуса. Они разглядывают в упор, их не волнует, что вы устали, не в духе, погружены в собственные мысли, раздражены и не хотите никого видеть. Ваше состояние они определят точно, и чем слабее вы, тем больше хищников соберется вокруг. От мала до велика. «Смотри, смотри, иностранец, смотри скорее, жарко ему, лицо красное, смотри, у него волосы длинные и рубаха на животе хитро завязана, смотри, ботинки какие, а мотоцикл какой, посмотри, огромный, а ну дай-ка я попробую залезть, высокий, черт, чуть не упал, ой, смотри, мистер обратно идет. Хэлло, мистер! Какой у тебя…» «Я сказал — отойди от мотоцикла!!!»

Чего делать и чего не делать в ситуации пристального внимания:


  • не смотреть на людей и не смотреть в глаза любопытствующим;

  • не вступать в разговор c желающими поговорить — опустите глаза, пробормочите невнятно «да, да» и сразу отойдите на несколько метров (смотреть в глаза и говорить «да пошел ты» — большая ошибка);

  • не раздражаться, не повышать голос, не объяснять, что достали, не просить, чтобы отошли подальше, не швырять пакеты из-под сока или бутылки из-под кока-колы, то есть не предпринимать никаких действий, являющихся для зрителей развлечением;

  • не давать того, что просят (денег, ручку, бутылку воды);

  • не отвечать приветствием на «хелло, мистер» и «хау а ю» (они не обидятся);

  • не отвечать даже отказом на приглашение зайти в магазин, арендовать машину, подписаться на экскурсию.

Если раздражение подкатывает, делаете глубокий вдох, считаете до десяти и отходите в сторону или продолжаете идти, куда шли. Неторопливой и твердой поступью, заставляющей идущих навстречу уступать вам дорогу.

Что еще может оказаться непонятным, а иногда и обидным — особенности поведения, которые по-разному могут трактоваться. Они вызывают недоумение и отвлекают. Лучше не обращать на них внимания, поскольку ваш личностный фактор не является настоящей их причиной. Не ешьте себя поедом, пытаясь разобраться «почему он на меня не так посмотрел», списывайте на местный колорит или особенности личности оппонента. Не грузите себе мозг, одним словом.

Ситуация

Объяснение

Знакомый уличный торговец, обычно приветливый, в присутствии других местных жителей не здоровается с вами и держится отстраненно.

Может быть распространено отрицательное отношение к иностранцам, он не хочет выделяться и ссориться с соседями. Не обижайтесь, он поздоровается с вами завтра.

Вы несколько раз воспользовались услугами агентства по аренде машины, гида, агента по визам, риэлтора, оптового торговца и т. п. На каком-то этапе слова благодарности сменились на высокомерное отношение и не высказываемое, но ожидаемое требование покупать или заказывать еще больше. Цены также выросли.

Типичная ситуация. То, что у нас называется «постоянный клиент», у них называется «он без меня жить не может» и «раз купил по этой цене, надо попробовать предложить по цене завышенной». Не злитесь и не высказывайте недовольства. Найдите другого поставщика услуг. Ведите свои дела так, чтобы ни от кого не зависеть.

Вам кажется, что вас так и преследуют неприятные ситуации: персонал гостиницы будит рано утром, чтобы убрать номер, магазин закрывается прямо перед самым вашим носом, хотя до закрытия еще двадцать минут, нужный человек опаздывает на встречу на сорок минут или не появляется вовсе.

Есть особенности местной жизни, которые надо принять как данность. Персонал не понимает, что не все встают с рассветом, продавец магазина решил, что на сегодня работать хватит, таких понятий как «опоздать» и «деловая встреча» может не существовать. Вы никого не переделаете и не сможете установить свои порядки. Но вы можете попытаться договориться о том, что нужно или удобно для вас.

Вы считаете, что почти подружились с местным жителем (владельцем едальни, торговцем сувенирами). Вы к нему со всей душой, а он, оказывается, втирался в доверие, чтобы на вас заработать.

Мухи отдельно, котлеты отдельно. Те, кому вы интересны, не будут невзначай предлагать машину в аренду или брата жены в качестве гида-проводника. Общение с проходимцем прекратите, не показывая, что его раскусили, и не выказывая недовольства. Ваши эмоции с него как с гуся вода, а вы понервничаете.

Вы ходите обедать в один и тот же ресторан или ходите за покупками в один и тот же магазин. Среди персонала есть официант или продавец, который всегда хмур и неприветлив в вашем присутствии.

Он определенно против вас ничего не имеет! Вы ему непонятны и он не знает, как с вами себя вести. Или вы, завидев его, хмуритесь и вызываете ответную хмурую реакцию. Если вам важны дружба и братство, улыбайтесь всем окружающим и будьте дружелюбны. С другой стороны, дома ведь вы не отвлекаетесь на всех недовольных. Вот и здесь пусть их настроение вас не касается.

Не делайте негативных выводов, не разобравшись в ситуации. Сколько людей, столько мнений; сколько культурных окружений, столько смыслов в действиях или поступках. Приучите себя обращать внимание на позитивные стороны путешествия и жизни в целом.



[1] Пример ситуации приводится максимально упрощенный.

[2] Речь идет о странах ЮВА.

Tags: Путешествия без турагентств
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments