
17 сентября
Утром прибежал Слава и радостно сообщил, что 19-20 сентября фестиваль боевых беркутов. И мы на него успеваем. Боевые беркуты заменят северных монгольских оленей, к которым мы не едем. Замена достойная, на фестиваль ехали все встреченные по дороге монголы и один корейский байкер на новеньком мотоцикле BMW.

Дорога очень красивая, снежные горы 4200 м. Казахи со своими беркутами не могут жить в других условиях. Много древних курганов (захоронений).




Я нашла кусочек тяжелого ржавого металла, приняла решение, что он очень старый. Нямдордж сказал, что это кусок подшипника и предложил его выбросить. Я сказала, что если некоторые хотят думать, что это подшипник, пусть так думают. Нашла на кострище старые ржавые заклепки колечками и - вуаля - можно сделать антикварный браслет.

Спустились с гор в прямом смысле слова...

и попали в другой мир.

Монгольские казахи живут среди желтых и зеленых деревьев и кустарников у подножия заснеженной вершины рядом с быстрой речкой, где водится рыба, между восходом и закатом ярко-оранжевого цвета.


У них юрты другие.

Мужчины в пиджаках и кепках. Женщины в платьях и платках.
Мы рядом с большой юртой большой казахской семьи. Мама, папа, много детей, старшие уже живут отдельно, младший сын с родителями. К ним туристы часто приезжают; нам показали фотокниги «Мои монгольские друзья».




Слава по прибытию пошел рыбу ловить, мы с Олей с ним напросились, так нас профессионально отвадили петроглифы смотреть.


Ну и ладно. Мы вернулись, палатки поставили, ужин себе приготовили. Позже пришел довольный Слава с тремя пескарями на палке, которых, как верный оруженосец, несла Ира. И они начали уху варить.
У нас с Настей неожиданный поворот событий. В машину заглянул Нямдордж, произнес заветное слово «мясо», и мы в юрту хозяев с ним пошли. Там нас как почетных гостей праздничным ужином накормили. Баранина, рулет из теста с морковкой, картошка. Кумыс предлагали, я честно сказала, что боюсь его пить. Хотя десять лет назад пила его всю поездку и все нормально было с пищеварением.
Поговорили немного, как смогли. У меня интересовались, чем я занимаюсь. Сказала «этнография», пишу и снимаю, как люди живут в других странах. Они поняли.

Спали в палатках. Ночью очень холодно было. Вода замерзла и иней везде.

Я утром проснулась, свет чудесный, пошла гулять сонная – полночи мы с Олей первой смсками переписывались, а в три часа утра позвонил Настин преподаватель по блок-флейте, чтобы спросить, где ученица. Приедет ученица 26 сентября. И сразу к занятиям приступит.