Монголия

Битва за математику



Сегодня у нас с Настей была битва за математику. Битве предшествовал statement, что математику Настя сделает в четверг, а в среду она хорошо проводила время, сотворяя из готовых деталей подставку для карандашей.

Естественно, в четверг Насте математику делать не хотелось. Поэтому она пошла по проверенному пути:
а) изображать идиотский интерес голосом рапортующего пионера-отличника "здеся нада написать тры плюс два равно пять", при этом писать очень медленно, вертеть с умным видом головой и радостно приговаривать "да-да, тры плюс два равно пять";
б) сидеть и тупить в книгу, сидеть и тупить, тупить и сидеть, ничего не писать, снова тупить, снова не писать;
в) демонстративно делать ошибки и с вызовом смотреть в мою сторону - этим была окончена первая часть заданий, которые в учебнике. 8-6 =4 и попробуйте что-то со мной сделать, партизаны не сдаются.

В углу Настя думала о вечном, я же передислоцировалась и как обычно разговаривала с собой. Учебник Гейдмана - не самый плохой вариант, я бы даже сказала, вполне себе хороший. Но он к двадцатой странице второй части успевает наскучить однообразностью  заданий и иллюстраций. Почему-то автору не пришло в голову разбавить свой труд страничками для любознательных, контрольными для умников и особо хитрож...ыми заданиями для страдалиц типа Анастасии К.

Которые на пятой минуте ковыряния выключателя чистосердечно признаются, что математику делать совершенно не интересно, а поэтому абсолютно лень.

Тем не менее, математику делать надо было. Поэтому у меня родился хитрый план. Я сказала Анастасии К., что раз ей не интересно, делать ей не надо. Ну ее, математику эту, в пень. И учебник с тетрадкой мы выбросим, завтра учительнице скажем, что приняли стратегическое решение то, что неинтересное мы делать больше не будем. С этими словами я взяла учебник и тетрадь, вышла на балкон и "выбросила" их за борт.

Глаза малютки стали как те два блюдца.

Но я продолжила. Анастасия, сказала я, давай по-честному. Ты не будешь делать математику, а я тоже не буду делать неинтересное. А именно - я не буду варить суп, ходить в магазин и стирать. Договорились?

Блюдца стали еще шире в диаметре, ибо на суп Анастасии было плевать, на походы в магазин тоже. Но не стирать?! Да-да, добавила я. Чистую одежду я тоже заберу, т.к. ее как будто нет.

Прощаться с нарядами малютка была не готова. Поэтому я продолжила поучительно-мотивирующую беседу еще минут на двадцать, в результате чего был достигнут консенсус - Настя обязалась делать математику, а я три перечисленных выше пункта.

Естественно, первое, что сделала Настя - попыталась консенсус нарушить. Поэтому я пошла на кухню за кастрюлей, сказав, что супа у нас тоже нет, т.к. мне было неинтересно его варить.

После этого мы пререкались часа два, было сделано немного математики, потом еще немного, потом еще немного - прямо как в мультфильме про Винни-Пуха и Кролика. Потом мы поужинали, потом Настя попыталась еще раз нарушить консенсус, продолжать можно бесконечно..... Но пост не про это.

Пост про то, что я безуспешно ищу хорошие учебники. Все имеющиеся, даже если они и неплохие, обладают одним из перечисленных ниже недостатков:

Недостаток 1. Он самый главный. Им грешит, к примеру, учебник Окружающего мира Плешакова - система вроде присутствует, но звенья этой системы были выбраны случайно. Среди животных есть птицы, но нет рептилий. После воды идет электричество, потом снова вода в виде снега. На обложке рабочей тетради изображена бабочка с восемью ногами - видимо потому что учебник, по которому учился художник, был еще хуже.

Недостаток 2. Неумение автора разговаривать на детском языке. Это в большей степени проявляется в  обучающих видеопрограммах. Две крайности неумения - либо это "здравствуй, дружок, посмотри, как прекрасен мир вокруг, уси-пуси киргуду", либо это словесный поток "под портвейн", когда автор пытается рассуждать о событии, привнося в него свои философские представления о мирообразовании или тренируясь в непризнанном литературном гении. Слушать и первое, и второе невозможно ни ребенку, ни взрослому.

Как вариант недостатка 2 - неумение автора разговаривать на современном детском языке. Можно порешать задачки про Незнайку и Кикимору, но дальше уже хочется чего-то другого. Динозавров, гоночных машин, кукол Барби и прочей современщины - даже если авторам (которым чаще всего за 40) она не нравится. Мир меняется, дети меняются, учебники должны меняться, пусть даже в таких мелочах.

Недостаток 3. Отсутствие структуры изучения темы. Почему я люблю учебники для англоговорящих. Там, например, сначала четко про растения, без философии и ненужных фактов. Потом задание не из серии "сбегай и сфотографируй клумбу с помощью взрослого", а на закрепление нового материала. И потом обязательно лабораторный опыт - для любознательных. И все это с иллюстрацией, которая будет приятна глазу ребенка, а не художника, который умудряется до кучи спроецировать в нее свое отношение к миру, не всегда положительное.

Недостаток 4. Художественное оформление. К сожалению, хорошие российские иллюстраторы художественной литературы не иллюстрируют учебники. А те иллюстраторы, которые иллюстрируют - иллюстрируют, иллюстрируют, да недоиллюстрируют, а как начинают доиллюстрировать, сразу заиллюстрируются. Короче, картинки ужас, да еще и перегруз ими - нет художников, которые умели бы рисовать нужные картинки к текстам учебников.

Недостаток 5. Ну сколько можно писать в прописях на букву "Х" (гусары, молчать) про "Хлеб - всему голова". Сколько можно мусолить сказку про вершки и корешки, кладезь крепостного крестьянского юмора. Сколько можно Толстого мучить. Сколько можно "Для лося нет преград. Он как ветер проносится сквозь зеленые заросли" - авторы текстов для букваря до сих пор не заморачиваются, где-то списали, где-то переписали, где-то самое неинтересное выбрали, чтобы не расслаблялись детки, мы ведь десять лет оттрубили и не вякали, так и вы давайте.

PS. Мерзавка сидит и проверяет меня на прочность тем, что периодически прекращает писать и косит глазом, ожидая реакции.
ИТОГО: будет заниматься математикой до сдвига мотива на цель.

Монголия

Микроскоп

Это наш чеснок



Это жизнь в воде, в которой живет чеснок.



Маленькие шустрые козявки хаотично двигаются, но не забывают подплывать к "палке" справа и откусывать от нее по кусочку.

Настя вчера смотрела фильм про очистку воды из немецкой серии про Альберта. Там как раз именно такие бактерии именно так очищали воду. Вода в пиале, кстати, не пахнет ничем, кроме чеснока.



Покупка микроскопа - одна из самых умных :). Надо было тогда и телескоп покупать.
Монголия

Когда что-то пошло не так. Часть 2



У нашей Насти есть хитрый способ власти над миром. Это не шапка-невидимка, не ковер-самолет и даже не волшебная палочка на аккумуляторных батарейках.

Когда наша Настя хочет властвовать над миром - она не делает того, что ее просят сделать, с первого раза.

Некоторые непродвинутые пользователи думают, что ребенок не услышал, не понял. Но нет. Ребенок все прекрасно слышал, все прекрасно понял, но ждет, когда неопытные взрослые спляшут вокруг ее королевского величества гопака с прихлопом.

Поэтому сегодня, ровно в 10 часов 00 минут, когда Настя ждала второго приглашения залезть в ванну, я сказала: "Настя, игра в "повторите и попрыгайте" закончена.

Ровно в 10 часов 15 минут, когда Настя стояла свежевымытая и насухо вытертая и ждала сушки волос феном, она убедилась, что мама не шутит. Мама выдала чистые трусы и сказала надеть. Настя скосила глазом и подождала, что будет.

Ничего интересного не было, кроме как что мама трусы забрала, а волосы высушила феном.

Со штанами и кофтой произошло аккурат то же самое.

Дальше Настя решила не шутит, явилась на кухню завтракать по первому зову, потом засела за прописи - сменив тактику на "я умный, послушный ребенок, мамина радость и украшение человечества". Только что пришла на кухню, встала в позу пионера-отличника и продекламировала: "Мама, я знаю - "сделал дело, гуляй смело".

PS. Но меня не проведешь.
Монголия

Футбол



В понедельник ради эксперимента мы приняли решение, что Настя пообедает в школе, потом посидит в классе и сделает домашнее задание, а потом пойдет на футбол. Футбол предполагался то ли в 14, то ли в 15 - классная руководительница обещала прислать смску, когда малютку забирать.

Поскольку обеды у нас не заказаны, я дала малютке сок, банан, чоко-пай, конфету и 100 рублей, чтобы она купила себе в столовой булочку или сосиску.

Отправив ребенка в школу, я на радостях передалала все дела, начиная с сентября месяца, и стала терпеливо ждать смски. Которая пришла сообщить, что забирать ребенка надо в только пять. И тут я почувствовала легкую тревожность, которая перерастала в среднюю, потом в большую и подсказывала, что у меня два варианта последующих событий - либо малютка будет довольна, либо мне вечером голову откусит.

В пять я ответственно пришла в школу, позвонила руководителю продленки и попросила на выход "Косточкину, маленькую такую". Через пятнадцать минут гражданка Косточкина не явилась, я позвонила во второй раз - и руководитель продленки сказала, что Настя идти домой отказывается.

Еще через десять минут я поймала Настин недовольный взгляд в окне раздевалки, еще через десять запихнула ее в одежду. Домой мы шли долго. Настя болталась, как воздушный шарик, метила заборы, зарывалась носом в сугробы и громко заявляла, что домой она идти не собирается.

Дома она съела суп, легла спать в девять и спала двенадцать часов.

На следующее утро я потребовала подробностей.

Подробность первая. В первую же перемену малютка взяла сто рублей, пошла в буфет и уверенно потратила их на шоколадное яйцо. Сосиска? - переспросила Настя в ответ на мой немой вопрос. - Какая сосиска? Переспрашивание сопровождалось лошадиным смехом, как будто я сказала что-то неприличное и собеседнику с одной стороны смешно, а с другой предстоит сделать мне выговор.

Я очень люблю игрушки, - сообщила Настя.

Подробность вторая. Ребенок принес пятерку по русскому, но на нее не обратил никакого внимания, поскольку в шоколадном яйце удачно оказалась цветочная фея, а не какая-то ненужная пластиковая безделушка.

Подробность третья. Малютка потребовала продолжения банкета в следующий понедельник, хотя мяч она напинала так, что поутру страдала и жаловалась, что мышцы болят и о-ё-ёй.

Как мне кажется, футбол тут не причем. Малютка выросла.

Придется наконец купить ей симку в телефон, поскольку для меня незнание происходящего и невозможность повлиять не процесс пока еще вызывает беспокойство.

PS. К этому надо добавить. В пятницу Насте выдали бланк разрешения родителей на прививку. Настя его выбросила в раздевалке, его нашли, передали учительнице, учительница звонила мне.
"Настя, - спрашиваю, - почему?"
"Мне уже сделали одну прививку, - сказала Настя, показывая на шрам на предплечье. - Достаточно".

PPS. "Настя, - говорю я. - Что бы мне сделать, чтобы ты диктовала себе по слогам, когда пишешь?"
Когда Настя диктует, она пишет без ошибок. Но делать это упрямится, т.к. в классе они естественно не диктуют, а переписывают по буквам или еще как.
"Ты подумай, - продолжила я. - Как будет лучше - писать с ошибками, как в школе, или диктовать и писать б5з ошибок тайным волшебным способом, что я тебя учу?"
При слове "волшебным" Настя сделала глупенькое довольненькое лицо и закивала, что волшебным способом конечно лучше.
"Настя, - продолжила я, зная, что кивать она может долго, а писать снова будет через пень-колоду. - Давай за каждую написанную тобой страницу в нашей домашней тетрадке - т.е. ты будешь себе вслух диктовать и писать - я тебе дам (предварительно я задумалась) 30 рублей".
"Лучше не так, - сказала сразу Настя. - Давай я тебе на ушко скажу, как лучше".
У меня была небольшая надежда, что она будет писать просто так, за ради волшебства.
"Нет, - сказала я.- Говори вслух".
"Давай за 50 рублей", - сказала Настя, не моргнув глазом.
"Нет, - ответила я. - 50 это слишком много. А то сейчас вообще будет 10 (это я вспомнила хитрые правила торговли). Вот когда будешь сложные тексты писать, я подумаю. Я предлагаю 30 - и это половина шоколадного  яйца. Написала две страницы - и можешь шоколадное яйцо купить или еще что-нибудь".
Настя задумалась.
"30 это хорошая цена, - продолжила я. - И это только за домашнюю тетрадь. За школьные прописи я тебе платить не буду. Ты их будешь писать просто так".
Настя подумала еще немного, подсчитала что-то в уме и согласилась.
Монголия

Грива



Сейчас без десяти десять, а Настя сидит над прописями и пытается составить анаграмму для слова "грива".

Я уже давно голову над ее домашним заданием не ломаю, открываю сайт с анаграммами и ищу там.

Что получилось? Прекрасное слово для первоклашек. Грива = враги. С месяц назад анаграммой к слову товар получилась рвота. Не отара, не отвар, а именно рвота - видимо непосредственное отношение малютки к происходящему.

Бегала за лимонами, там пурга - прелесть. Пока добежала до дома и заставила Настю оторваться от "Валя-Валечка" и натянуть на себя куртку, пурга ушла, зато в подъезде нас ожидало нечто лет тринадцати.
Нечто улыбалось идиотской улыбкой и жрало рекламные проспекты - и это было не результатом курения, алкголя или расстройства аутистического спектра. Это было именно то, новое слово, для которого мне нужен был иллюстративный материал. Курильщиков полно. Алкоголик подвернулся знатный - он спал в грязи, обняв мусорку. На тринадцатилетнем нечто, жрущим бумагу, я исполнила моно-спектакль о вреде наркотиков с зазываниями, запугиваниями и прочими запредельностями.

Возвращаюсь к гриве. Мне грех жаловаться на школу. Из всех вариантов у нас наилучший. Два раза в неделю, хорошая спокойная учительница и лучшее из имеющихся учебников. Но мне, как обычно, неймется. Мне не дает покоя внутренний редактор, и я не понимаю, почему на букве Ч, следующей за буквой Г, в задании на "составить слова из большого слова" используется слово "диапозитивы". Вот писал автор учебник, писал, писал, про гонорар думал и на странице такой-то взял и написал "диапозитивы". Т.е. он про кочку, про сачок, про удочку. Потом пошел в туалет или кофе попить. Потом по сотовому поболтал. Или водочки выпил. Вернулся к рукописи, жахнул туда "диапозитивы" и спать завалился.

В пятницу Настя пришла из школы довольная, т.к. писала прописи и математику. Но главным результатом учебы оказалось не это. Чуть позже, отказавшись возвышенно заниматься на флейте, Настя ушла в туалет, закрылась там и... я узнала, что кроме буквы З и числа 8, Настя выучила слово "пердеть". Из туалета раздавалось "кто пердел?" - "ты пердел?" - "я не пердел!" прерывающееся непотребным лошадиным ржанием, которое извлекалось из малютки ростом 116 см и весом 15 килограммов. Пришлось демонстративно постучать, прочитать короткую поучительную лекцию и отправить на контрольное списывание текста про котёнка Мура.

Сейчас 22:04, Настя сама сделала анаграммы к словам "часок" и "чурка". Осталось "числа" и можно  ложиться спать.

PS.

Я: Настя, я правильно понимаю, что ты хочешь одежду красивую, платья, вкусную еду, туфли дорогие красивые?
Настя (с набитым ртом): Да. А для тебя я буду делать салат, помогать, ну там и ещё чего-нибудь.

Монголия

Лего и прочее

Настя не дает мне собирать Лего. Я вот как пойду, как куплю себе самый дорогой набор - и ей тоже не дам.


P.S. Да-да, мы вчера сходили за лего-пластинами в детмир, и меня развели на коробку с принцессой-кошечкой-эстрадной певицей.
P.P.S.Что-то происходит. Только что я рассталась с педагогом по фортепиано - за систематические опоздания. Т.е. ребенок сидит дома, ждет. Я сижу дома, жду. Педагог даже позвонить не удосуживается, а несколько занятий подряд было "буду в три", потом "нет, в три тридцать", "нет, в пять" - ну ведь я же "хочу всем помочь". Она: "уси-пуси, ню тогдя отменяем, у вась ведь планы, я только приеду и поздравлю". Я: "нет, мы отменяем, т.к. вы опаздываете на сорок минут уже в который раз и не надо со мной играть в словесные игры. Хотите "помогать"- идите волонтером, а у нас вы работаете". Вердикт - увольнение за нарушения трудовой дисциплины.
До этого я выписала ... няне. Которая взяла за моду "предсказывать" Насте будущие поступки, причем со знаком минус (в простонародье "каркать"), т.к. "ну вот мой сын именно так себя вел". Раз сказала - нет понимания. Два сказала - ей неймется. Три - запретила разговаривать с Настей про школу, друзей и т.п. Понимание все равно не наступило. Поэтому на пятый или шестой раз донесла убедительно (некоторые знают, насколько убедительно могу иногда разговаривать :). Теперь она прячется, с нового года ее не видела (соседка). К сожалению получается, что Настю с ней оставлять больше не смогу.
И кто-то еще получил...
А началось с прощания с первой учительницей первого класса - про это я отдельно писала.

Надо бы еще написать про шоу "Маша и три богатыря". Но я уже отзвонилась в ночи другу Диме и высказалась.

P.P.P.S. Настя вчера надела новые коньки и прекрасно научилась кататься.

P.P.P.P.S. Сидит, собирает лего с кошечкой - а там и кот-принц есть. И бормочет: "Замуж надо выходить, замуж". Возвращались с ёлки - Настя в светящейся короне и со светящейся волшебной палочкой. Смотрит на свое отражение в окне вагона метро и говорит: "Вообще-то я хочу выйти замуж". Сидящая рядом красивая молодая девушка посмотрела на Настю с большим уважением.
Но мне есть что добавить - судя по эмоциональным проявлениям характера малютки, когда она чем-то недовольна, мужу надо готовиться уже сейчас. Я рекомендую три коробки: 1). маленькая, под названием "не то сказал" - там конфетки всякие, сердечки, розочки; 2). побольше, под названием "не то сделал"- там ювелирка, дорогие туфли и платья (потому что для Насти существует два вида одежды: "красивые платья" и "все остальное"; и 3). НЗ, под названием "так, я не поняла, в чем дело?" - там не менее, чем ключи от новой машины и поездка в пятизвездник-люкс на острова карибского бассейна. Тогда все будет в порядке.
Монголия

Салехард

Если кто-то вдруг решит поехать в Салехард на День Оленевода и школьные каникулы в конце марта



вот здесь написано, как добраться. И прочее по тэгу Салехард.

Нет, вам не нужно никакое туристическое агентство. Все в шаговой доступности или на такси за 100-200 р.

Если решите попробовать поймать северное сияние, лучше организованно (хотя вроде как март - не лучший месяц для этого).

Группа Салехард вконтакте.
Монголия

Про школу кратко



Кратко, потому что в прошлом.

1.Я обошла все школы в районе, побывала на родительских собраниях, и мне ничего не понравилось. В одной школе была дурацкая школьная форма в клеточку. Во второй совершенно дохлая атмосфера, разбавленная пластиковыми панелями "под дерево". В третьей все было настолько тухло, убого и необещающе, да и началку перевели в другое здание, далеко от нашего дома. В четвертой, где Настя учится сейчас, мы как-то погуляли - Насте было года четыре. Девочка и два мальчика, игравшие в хоккей на школьном катке, так забористо изъяснялись ненормативной лексикой, что я сказала "да ни в жисть".
2. Мы походили на подготовку к школе в пятой школе, смысла платить четыре тыщи за заполнение ксероксов с учебника Ломоносовской школы для 4-5 лет я не видела - хотя на учебники мы дополнительно сдали по три тыщи.
3. Вариантов не было, я записала Настю в школу по прописке (первую, сразу написала отказ) и еще в две. В третью и в вторую - в третью я звонила, разговаривали там очень пафосно, мол, пригласим вас на собеседование, если будете себя хорошо вести. Во второй сказали - принесите документы и живите спокойно до первого сентября. Я закинула в мироздание просьбу "дайте детке учительницу, которая лучше всего подойдет". И мы поехали путешествовать.
Collapse )
Монголия

Пережили спектакль в театральной студии



Настя сказала накануне, что ей очень страшно, но она справится.

На последнем прогоне на нервах устроила веселье, поколотила даже кого-то. Режиссер предложила быть зрителем. За плохое поведение. Настя сказала твердо, что будет выступать. И попробуйте мне запретите.

Справилась, но говорила от страха очень тихо. В записи практически не слышно.

Сумасшедшие четыре месяца. Мне нужен отпуск срочно. Но у нас еще впереди цирк, новый год с Машей и тремя богатырями и что-то еще.

Что стало радовать - это музыка. В прошлом году была гонка и аццкий кошмар с натаскиванием на экзамен. В этом году я прикрылась ортодонтом, взяла ребенку академку. И что? И всё. Прекрасно дома занимается и флейтой, и на фортепиано. Никто никуда не торопится. Может сыграть уже несколько произведений наизусть, причем с транспонированием, в отличие от первого года в музыкальной школе, когда ребенок получил дневник с оценкой и все сразу забыл напрочь.

Надо подумать, что делать с музыкалкой на следующий год. И поговорить с режиссером. Что ребенок не со зла. С эмоциями не справляется. Покой мне даже не снится уже.

Монголия

Подземные ходы, подъемные мосты и прочая математика.



У малютки в новой школе математика по Гейдману. Гейдман был куплен мной за год до школы - проанализировав все учебники, я сделала вывод, что он единственный годный в дело.

С Гейдманом все прекрасно, и задачки, и примеры, за исключением личностного фактора - Настя, как и многие другие дети, тупо запоминает, что, скажем, надо вычесть меньшее число из большего. Поэтому если текст задачи "хрюхрю-хрюхрю-хрюхрю 7 ляляля-ляляля-ляляля2", то надо вычесть из семи два и будет ей счастье.
Но не тут-то было.

Для каждой задачи я требую понять а) что мы подсчитываем или сравниваем - а подсчитываем и сравниваем мы пока только количество, б) откуда это количество берется. И если на картинке три цапли и две лягушки и нужно сравнить - мама не даст просто так знак "больше" поставить, приходится математическим языком объяснять, то количество цапель (три предмета) больше количества лягушек (два предмета) на один.

Задачу про башни с подземными ходами и подъемными мостами мы разбирали визуально. Карандаши это башни и их количество согласно задаче семь штук. К ним ведут либо подземные ходы, либо подъемные мосты. Вопрос - сколько подъемных мостов построили, если подземных ходов два.
Фломастеры, лежащие на столе, это подземные ходы. Они у двух башен. Сколько башен осталось неохваченными? Пять, т.е. 7-2. Сколько подъемных мостов нужно построить для пяти башен? Правильно - столько же, сколько же оставшихся башен. Т.е. пять. Вот и правильный логически ответ.

Также выяснила, почему так медленно продвигается "перепиши примеры из учебника и реши их". Потому то малютка - как и многие другие дети - переписывает по одной цифре или одному знаку (или одной букве в прописях). Поэтому моими ором и угрозами Настя начала не просто переписывать, а а) читать пример, например, 3+2, б) записывать его в тетрать по памяти, диктуя себе "трииии-плюююс-двааа-рааавно-пять".
Результат - аккуратнейшее задание без ошибок. Потому что нужно быть не знаю, кем, чтобы диктовать себе "триии", а написать, скажем, двадцать восемь.

В прописях убеждением, ором и угрозами так же начала писать по слогам. Прочитала слово "кукуруза", прохлопала его по слогам "ку-ку-ру-за" (если слово короткое, хлопать необязательно), потом под свою же диктовку по памяти пишет "куууу-кууууу-рууууу-зааа". Результат - нет пропущенных букв и слогов. Почерк, кстати, тоже выравнивается потихоньку. Вполне себе приличный для первого класса.

PS. Посмотрела две серии "Гостьи из будущего". На пиратах перепугалась так, что была готова выключить и смотреть мультфильм про трех медведей. Прямо как в Восточном Тиморе - долго объясняла, что это сказка и не по настоящему. Но я не про эмоции - Настя посмотрела, потом пошла, сама взяла книжку, как лепить из пластилина и вылепила тюленя. Сама (для тех, кто знает, как сложно у нас до сих пор с лепкой и рисованием). Получился вот прямо тюлень. С глазками. Может они в фильм двадцать пятый кадр закачивают? Смотрит ребенок, потом идет из пластилина лепить. И что меня больше всего поразило - вылепила, ВСЕ УБРАЛА ЗА СОБОЙ. Прямо вообще все. И руки вымыла с мылом.